Основные признаки текста схема

Основные признаки текста схема

Цель: углубить и обобщить теоретические знания учащихся о тексте, о законах и правилах построения его как крупной синтаксической единице речи; совершенствовать навыки по овладению приёмами работы с текстами разных типов, стилей и жанров; развивать логическое мышление, аналитические способности, умения информационной переработки текста, интерес к изучению структуры текста с целью лучшего овладения навыками составления текста, написания сочинения; воспитывать внимание к слову, языковое чутьё, эстетические вкусы. оборудование: учебник, учебные тексты, схема «Основные признаки текста» (на доске), памятка «Правила составления текста» (РМ один на парту), таблица «Определение типа текста». тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Прогнозируемые

Результаты: учащиеся знают законы и правила построения текста как крупной синтаксической единицы речи; выделяют основные признаки текста; опознают и используют средства связи предложений в частях текста и частей в тексте; опознают типы речи; создают текст (описание, рассуждение повествование).

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. слушание сообщений 2–3-х учащихся

(см. Домашнее задание предыдущего урока)

2. Беседа

♦ Что такое текст? Каковы его основные признаки?

♦ Каким по объёму может быть текст?

♦ Как связываются между собой предложения в тексте?

♦ Одинаковы ли смысловые отношения между предложениями в тексте?

III. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Учитель. На предыдущих уроках русского языка мы рассматривали стилистические особенности синтаксических конструкций — простых и сложных предложений, однородных членов предложения, обособленных оборотов и т. д. Но они в изолированном виде не образуют законченного высказывания, являясь лишь слагаемыми более крупной единицы — связного текста. Под текстом понимается соединение предложений в строгой логической последовательности, закреплённой грамматическими средствами. Поэтому независимо от своего вида и характера (описание, повествование, рассуждение) текст должен представлять собой стройное целое, «сцементированное» содержанием и формой, а не случайное соседство плохо пригнанных друг к другу деталей.

В лингвистике до сих пор нет общепринятого определения понятия «текст». Причина этого заключается в том, что учёные, как правило, выделяют те аспекты текста, которые, на их взгляд, являются основными, не претендуя при этом на полноту определений.

IV. Работа над темой урока

1. объяснение учителя

— Итак, текст — это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически. Тема — это то, о чём (или о ком) говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. п. Каждый текст создаётся на определённую тему. Все его предложения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста, независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают её. Тема текста может быть выражена в его заголовке. Основная мысль, идея — это то главное, что хотел сказать автор текста. Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст. Она (как и тема) может быть выражена в заголовке текста. Внешнюю структуру текста, как правило, можно охарактеризовать тремя частями: вступление, основная часть, заключение. Внутреннее же строение его зачастую гораздо сложнее, поскольку представляет собой развёртывание композиции. Кроме того, при создании текста учитывается и его стилистическая принадлежность. Таким образом, существуют тексты, составленные по заранее заданной схеме, и тексты, характеризующиеся относительной свободой построения, зависящей от индивидуальной манеры изложения автора.

Памятка «Правила составления текста»

«Собирая» текст из предложений, следует руководствоваться следующими правилами: 1) в качестве начального выбрать такое предложение, которое, во-первых, логически содержало бы первую посылку, из которой вытекали бы следующие высказывания. Во-вторых, в этом предложении не должно содержаться местоимений, место-имённых наречий, которые указывали бы на предметы и признаки, названные в других предложениях, а также сочинительных союзов, свидетельствующих о присоединении данного предложения к «левому контексту». С точки зрения содержания и структуры первое предложение текста должно быть максимально независимым;

2) следующие предложения должны присоединяться к первому с учётом логики развития мысли и тех средств связи, которые в них присутствуют, прежде всего — логических средств;

3) последнее предложение текста должно логически завершать фра гмент и не оставлять ощущения недосказанности (данные правила должны быть учтены и при создании собственного текста).

3. ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока

V. обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа: комплексная работа с текстами

Š Прочитайте отрывок из рассказа Б. П. Екимова. Докажите, что это художественный текст.

…Рано утром проснёшься, бредёшь потихоньку к воде окунуться. После городской жизни не сразу обвыкаешься, словно не веришь, что всё это явь: тишина, покой, зелень, вода…

Раннее лето, начало его. Шиповник цветёт розовым. Старые акации, высоченные, чуть не до неба, вздымают над землёй пахучие облака сладкого цвета. Солнце поднялось. Деревья гудят от пчёл.

Тишина. Протяжная песнь иволги. Перекатистая трель черноголовой славки. Скворчиный гвалт на дуплистом тополе. Дыханье близкой воды. Прозрачная склянь её, песчаное дно, утренняя свежесть. Выйдешь из воды — и чуешь души и тела восторг… Покой, солнышко греет, птицы поют, синеет просторная вода; бредёшь себе по светлой песчаной дорожке к утреннему чаю.

(По Б. П. Екимову)

Š Озаглавьте текст (подберите разные варианты названий).

Š Какой синоним к глаголу идти используется в тексте (в первом

И последнем предложениях)? Запишите ряд синонимов к этому

Глаголу. Чем различаются слова, входящие в синонимический

Ряд? Š Укажите те части текста, которые являются описанием. Š Подтвердите примерами из текста справедливость вывода:

В текстах-описаниях обычно используется параллельный способ связи между предложениями. Обратите внимание на структуру предложений, на порядок слов.

Š Запишите отрывок, подчеркните грамматические основы предложений.

Š Укажите односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте.

Š Выпишите из текста глаголы. Какие грамматические признаки являются общими для многих глаголов, используемых в тексте?

Š Объясните орфограммы и пунктограммы.

Š Произведите на материале текста разные виды разбора.

Š Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

Š Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Все хорошие фотографы и кин..операторы знают что сущ..ству-ет закон кадра.

Он состоит в том что одна какая(нибудь) часть целого выд..-л..(н, нн)ая из остального иску(с, сс)тве(н, нн)о скажем рамкой вид..искателем фотоаппарата колечком (с, з)дел..(н, нн)ым из пальцев или просто сосредоточ..(н, нн)ым вн..манием воспр..н..-ма..(ться, тся) иначе нежели вместе с целым.

Очень наглядно это можно видеть например в армени.. по дороге из Еревана к озеру Севан. Вы ед..те и справ.. от вас всё время находи(ться, тся) голуб..ватая д..лина а за ней бел..снежный шатёр арарата. Вдруг машина ост..навлива..(ться, тся) и вам пр..дла-га..(ться, тся) выйти полюбова(ться, тся) зн..менитой горой.

Но мы же и без того ею любу..емся. Вот она всё время справ.. от нас. Нет полюбуйтесь (по)другому.

Оказыва..(ться, тся) около дорог.. сп..циально постро..(н, нн)а отлогая арка и теперь вы вид..те арарат часть неба и часть д..лины как(бы) вставл..(н, нн)ыми в рамку и впеч..тление от красоты гор усил..ва..(ться, тся) стократ.

(По В. Солоухину)

Š Определите стиль речи.

Š Какие типы речи сочетаются в этом тексте? Какой основной тип

Речи? Š Найдите тезис, его обоснование, вывод.

Анализ языковых единиц

Š Найдите в тексте слово, суффикс которого придаёт слову лексическое значение немножко, слегка. Приведите свои примеры слов с этим суффиксом. Какой частью речи являются эти слова?

Выпишите из текста сложные слова, объясните, как они образованы.

Š Укажите, какой частью речи являются выделенные в тексте слова, в какой форме употребляются? Объясните их образование.

Š Расскажите, чем осложнены предложения в тексте.

2. Практическая работа с текстом: написание сжатого изложения

Š Прослушайте текст и озаглавьте его так, чтобы заглавие отражало его тему.

Основные признаки текста схема
Основные признаки текста схема

60. Понятие о тексте Основные признаки текста схема
60. Понятие о тексте Основные признаки текста схема

Конспект урока русского языка Основные признаки текста схема
Конспект урока русского языка Основные признаки текста схема

Текст и его строение Основные признаки текста схема
Текст и его строение Основные признаки текста схема

Основные признаки текста схема Правила построения
Основные признаки текста схема Правила построения

Основные признаки текста схема Понятие о тексте
Основные признаки текста схема Понятие о тексте

Основные признаки текста схема Презентация
Основные признаки текста схема Презентация