Методы в психологии в схемах и таблицах

Методы в психологии в схемах и таблицах

Министерство сельского хозяйства РФ

ФГОУ ВПО «ОрелГАУ»

Кафедра русского языка

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА В ТАБЛИЦАХ И СХЕМАХ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

на основе модульной технологии обучения

для самостоятельной работы

студентов очной формы обучения

негуманитарных специальностей

Орел 2009

Учебно-методическое пособие разработано и составлено доцентом кафедры русского языка, кандидатом филологических наук Коробковой Н.В.

Рецензенты: Гулякина Вера Викторовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и акмеологии ФГОУ ВПО «ОГУ»

Бурко Наталья Владимировна – кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой русского языка ФГОУ ВПО «ОрелГАУ»

Учебно-методическое пособие рассмотрено, одобрено и рекомендовано к изданию на заседании методической комиссии факультета гуманитарных и естественнонаучных дисциплин (протокол № от)

Учебно-методическое пособие представляет собой компактное изложение основных, базовых понятий психологии и педагогики, что будет способствовать созданию у студентов негуманитарных специальностей более или менее устойчивой основы для освоения психологии и педагогики.

Пособие рассчитано на студентов очной формы обучения негуманитарных специальностей и соответствует программе курса «Психология и педагогика» в рамках Федерального образовательного стандарта.

© Коробкова Н.В., 2009

© Издательство ОрелГАУ, 2009

Содержание

Предисловие………………………………………………………………….. 4

Цели и задачи дисциплины;

требования к уровню усвоения дисциплины………………………………. 4


Введение в психологию и педагогику……………………………………….6

Модуль №1 «Общая психология»…………………………………………12

Основы общей психологии………………………………………………….. 12

Психология познавательных процессов……………………………………..19

Психология личности…………………………………………………………31

Психология человеческих взаимоотношений……………………………….54

Модуль №2 «Общая педагогика».................................................................60

Педагогика как теория обучения……………………………………………..60

Педагогика как теория воспитания…………………………………………..63

Современное образование: проблемы и перспективы…………………… 72

Список литературы……………………………………………………………81

Предисловие

Курс «Психология и педагогика» относится к гуманитарному блоку дисциплин, связанных с изучением психологической и педагогической теории.

Цель настоящего пособия – освещение психологических и педагогических вопросов будущим специалистам негуманитарных специальностей, которые в большей или меньшей степени, но работают с людьми. Современному компетентному специалисту любого профиля необходимы знания, позволяющие понять и объяснить многие психические явления, с которыми сталкивается каждый человек, а для этого необходимо владение научными понятиями из области психологии. Не менее значимы в современной жизни знания по педагогике, особенно таких педагогических проблем, как обучение и воспитание. Поэтому в пособии раскрываются основные вопросы психологии и педагогики.

Курс предназначен для студентов ОрелГАУ очной формы обучения. Содержание пособия выстроено так, что его можно рассматривать как некий конспект, пользуясь которым, можно восстановить в памяти материал, почерпнутый на лекциях, из учебников и оригинальных источников.

Одна из задач пособия – приобщение студентов к элементам психологической и педагогической культуры как составляющей общей культуры будущего специалиста и человека вообще.

Цели и задачи дисциплины; требования к уровню освоения дисциплины

Основная цель курса: раскрыть научно-теоретические основы психологии и педагогики, познакомить с содержанием основных ее разделов, познакомить с методами психологического и педагогического исследования человеческой природы, сформировать у студентов умение использовать полученные знания в профессиональной деятельности.

В задачи изучения дисциплины входит:

- освоение теоретических основ психики человека;

- понимание структуры личности и составляющих ее компонентов;

- освоение закономерностей межличностных отношений в быту и коллективе;

- раскрытие значения воспитания, обучения, образования и развития;

- ознакомление с принципами, методами, средствами и формами обучения и воспитания;

- приобретение навыков анализа и обобщения передового опыта.

В результате изучения учебного материала студент должен:

- знать понятийный аппарат психологии и педагогики;

- знать теоретические основы и закономерности развития психики человека;

- иметь представление о структуре личности, ее основных компонентах;

- иметь представление о методах, формах и средствах воспитания, самовоспитания и обучения;

- воспринимать и оценивать себя как субъекта и объекта психолого-педагогических отношений и общения;

- владеть технологией межличностных отношений в быту и коллективе;

- владеть элементарными навыками анализа конкретных ситуаций для решения профессиональных задач и задач, связанных с саморазвитием.

Введение в психологию и педагогику

Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека, которая проявляется в его отношениях с окружающими людьми, с самим собой, окружающим его миром в целом.

Рис. 1. Этапы развития психологии

Предмет психологии – психика человека.

Психика – это внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.

Таблица 1

Психические явления человека

Блоки

Название блока

Составляющие блока

I

Психические процессы

Познавательные процессы, чувства, воля

II

Психические состояния

Состояния бодрости, подавленности, усталости, работоспособности и др.

III

Психические свойства

Темперамент, характер, способности

IV

Психические образования

Знания, умения, навыки, привычки

Рис. 2. Основные задачи психологии как науки

Рис. 3. Структура психологических наук

Педагогика – наука и практика обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития.

Педагогика – наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Рис. 4. Этапы развития педагогики

Рис. 5. Структура педагогических наук

Педагогические категории – это научные обобщения различных отраслей знания или разделов науки, данные в понятиях.

Таблица 2

Основные категории педагогики

Категории

Определение

Воспитание

целенаправленная деятельность, призванная формировать систему качеств личности

Самовоспитание

деятельность человека с целью совершенствования своих качеств и преодоления недостатков

Обучение

упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели

Образование

система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления

Формирование

процесс становления человека под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды

Развитие

процесс закономерного изменения личности в результате ее социализации

Педагогический процесс

реализация целей воспитания и образования

Структура педагогического процесса – совокупность составляющих его частей, соответствующих компонентам педагогической системы.

Рис. 6. Компоненты педагогической системы

Функции педагогического процесса – назначение, роль, ради которых возник и существует организованный и целенаправленный педагогический процесс.

Таблица 3

Функции педагогического процесса

Функция

Характеристика

Образовательная

реализуются через передачу знаний, умений и навыков, системы культурных ценностей

Воспитывающая

заключаются в формировании системы ценностных ориентаций и отношений в процессе воспитания и обучения

Развивающая

представляют собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности, логических приемов, операций, суждений, умозаключений; познавательной активности, интересов, способностей

Социализирующая

проявляются в приобретении опыта совместной деятельности, овладении системой общественных отношений и социально приемлемого поведения

Модуль №1 «Общая психология»

Основы общей психологии

Психика – сложнейшая функция мозга, заключающаяся в психическом отражении материальной действительности (субъективное отражение объективного мира), в результате чего формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия с окружающим миром.

Особенности психического отражения

Рис. 7. Особенности психического отражения

Этапы развития психики

Рис. 8. Этапы развития психики

Таблица 4

Основные формы проявления психического

Формы проявления

Характеристика

Тропизмы

изменения направления движения растения под влиянием биологически значимых раздражителей

Такситы

врожденные механизмы двигательной активности в сторону благоприятных (положительных) или неблагоприятных (отрицательных) условий среды

Инстинкты

закрепленные в генотипе формы поведения животных и психического отражения (животное способно адаптироваться к окружающему благодаря готовым от рождения штампам при реакции на пищевые, защитные, воспроизводительные, миграционные раздражители; инстинкты постоянны)

Навыки

автоматизированные действия, приобретенные в результате обучения и повторения, умение решать задачу (это индивидуально приобретенная форма поведения животных; без подкрепления он угасает)

Научение

основанный на опыте процесс последовательного изменения поведения или жизненного потенциала животного и человека (нельзя идентифицировать с сознанием человека)

Рис. 9. Функции психики

Сознание – высшая, интегрирующая форма психики человека, возникшая как результат общественно-исторических условий формирования его в трудовой деятельности при постоянном общении с помощью языка с другими людьми.

Сознание – отношение к миру со знанием его собственных объективных свойств и возможностей.

Таблица 5

Структура сознания

Элементы структуры

Характеристика

Познавательные процессы

ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь

Различение субъекта и объекта

противопоставлеиие себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»: самосознание, самопознание, самооценка и др.

Отношение человека к себе и окружающему миру

чувства, эмоции, переживания

Креативная (творческая) составляющая

сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее в нем не было, с помощью воображения, мышления, интуиции

Формирование временной картины мира

память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего

Формирование целей деятельности

исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение

Рис. 10. Основные функции сознания человека

Таблица 6

Свойства (черты) сознания человека

Свойство

Описание свойства

Активность

сознание связано с наличием цели, с деятельностью, с активным воздействием на окружающий мир

Интенциональность

направленность на какой-либо предмет; сознание – это всегда сознание чего-либо

Способность к рефлексии

процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, способность к самонаблюдению и самооценке

Мотивационно-ценностный характер

сознание всегда мотивировано, преследует определенные жизненные ценности

Избирательный характер

сознание направлено на весь мир в целом, однако определенные объекты оказываются предпочтительнее других

Обобщенность и отвлеченность

сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутов конкретных объектов действительности

Искаженность

сознание всегда отражает действительность в искаженном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установками личности)

Индивидуальный характер

сознание каждого человека отличается от сознания других людей; это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и др.

Разные уровни ясности

сознание индивида всегда находится в динамике и предстает на разных уровнях ясности

Рис. 11. Уровни ясности сознания

Бессознательное – это сфера психического отражения, в которой образ действительности и отношение к этой действительности субъекта не является предметом специальной рефлексии; это совокупность непроизвольных психических процессов и явлений, которые не осознаются человеком или не контролируются им.

Сознание фокусируется на определенных объектах, а бессознательное перерабатывает второстепенную (в данный момент) информацию.

Рис. 12. Метафора «луч прожектора», применяемая для объяснения бессознательного компонента психики: Б – бессознательное;

С – сознание; В - внимание

Таблица 7

Типы бессознательных явлений

Тип

Сущность

Пример

Предсознание

информация, которая не дошла до сознания

слабые подпороговые ощущения и подсознательная память

Автоматизированные процессы

то, что раньше осознавалось, но потом перешло в подкорковые структуры

автоматизированные двигательные навыки: плавание, вязание, вождение автомобиля и пр.

Бессознательные явления личности

а) неосознанные генетические программы (инстинкты);

б) негативные явления, вытесненные из сознания;

в) неосознанные «случайные» действия;

г) навязчивые привычки;

д) неосознанные программы поведения, установленные другими людьми

а) половое влечение – либидо

б) обиды, оскорбления и пр.

в) описки, оговорки

г) жесты, ритуалы, движения

д) родительские программы, внушение и гипноз, идеологические установки

Особые психические состояния

психические состояния, характеризующиеся ослабленным контролем сознания

сон, гипноз, транс, аффект

Надсознательные процессы

высокоэффективные неосознаваемые мыслительные процессы

интуиция, творчество, озарение

Психологическая защита – это механизмы, которые стабилизируют наше состояние, сохраняют наше представление о самих себе. Таким образом, это такие действия нашего сознания, при которых оно отторгает или изменяет неблагоприятную информацию о себе или других.

Таблица 8

Механизмы психологической защиты

Механизм

Характеристика механизма

Вытеснение

неприемлемые для человека мысли, воспоминания или переживания как бы «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного, при этом продолжают оказывать влияние на поведение личности в виде страха, тревоги и т.п.

Замещение

перенос действия с недоступного объекта на доступный: чувства и действия, которые должны быть направлены на объект, вызвавший тревогу, переносятся на иной объект

Идентификация

человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, присущие другому лицу

Отрицание

процесс устранения, игнорирования травмирующих восприятий внешней реальности

Проекция

импульсы и чувства, неприемлемые для личности, приписываются внешнему объекту и проникают в сознание как измененное восприятие внешнего мира: собственные желания, чувства и личностные черты, в которых человек не хочет признаваться себе из-за их неприглядности, он переносит (проецирует) на другое лицо

Рационализация

маскировка, сокрытие от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий, мыслей и чувств во имя обеспечения внутреннего комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, самоуважения

Реактивные образования

трансформация травмирующего мотива в свою противоположность

Регрессия

человек в своем поведении при реагировании на весьма ответственные ситуации возвращается к ранним, детским типам поведения, которые на той стадии были успешными

Психология познавательных процессов

Ощущение как первичная форма отражения действительности

Ощущение это отражение отдельных свойств предметов, не­посредственно воздействующих на наши органы чувств.

Физиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами.

рецептор

блок настройки

блок фильтрации

блок анализа информации


Система обратной связи

Рис. 13. Схема строения анализатора

Виды ощущений по ведущей модальности

ощущения


интероцептивные

проприоцептивные


экстероцептивные


контактные

(вкусовые,

осязательные)

дистантные

(зрительные, слуховые)


обонятельные


Рис. 14. Виды ощущений по ведущей модальности

Таблица 9

Свойства ощущений

Свойство

Характеристика

Качество

сущностная особенность ощущений, позволяющая отличать одни виды ощущений от других (например, слуховые от зрительных), а также различные вариации ощущений внутри дан­ного вида (например, по цвету, насыщенности)

Интенсивность

количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя и функ­циональным состоянием рецептора

Продолжительность

временная характеристика ощущений; определяется функциональным состоянием органов чувств, вре­менем воздействия раздражителя и его интенсивностью

Таблица 10

Закономерности ощущений

Закономерность

Характеристика

Чувствительность

способность организма реагировать на сравнительно слабые или незначительно отличающиеся друг от друга воздействия

Адаптация

изменение порога чувствительности под влиянием раздражителя

Контраст

изменение чувствительности под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя

Восприятие как базовый психический процесс

Восприятие— это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

Представление – мысленное создание образов предметов и явлений, когда-то воздействующих на организм, но отсутствующих в данный момент.

Зрение:

желтый круг

Осязание: твердая поверхность


Обоняние:

яблочный запах

Вкус:

вкус яблока


Рис. 15. Схема формирования психических образов при восприятии

Таблица 11

Свойства восприятия

Свойства

Характеристика

Целостность

внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе; проявляется в двух аспектах: а) объеди­нение разных элементов в целом; б) независимость образованно­го целого от качества составляющих его элементов

Предметность

объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело

Обобщенность

отнесение каждого образа к некоторому клас­су объектов

Константность

относительное постоянство восприятия об­раза

Осмысленность

связь с пониманием сущности предметов и явлений через процесс мышления

Избирательность

преимущественное выделение одних объек­тов перед другими в процессе восприятия

Виды восприятия

Восприятие


Восприятие предметов и явлений

Восприятие

пространства


Восприятие человека человеком

Восприятие

движения


Восприятие вида деятельности

Восприятие

времени


Рис. 16. Виды восприятия по форме существования материи

Внимание как познавательный психический процесс

Внимание направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.

Таблица 12

Классификация видов внимания

По степени волевого контроля

По направленнос-ти

По механизму регуляции

По форме деятельности

Непроизвольное

Внешнее (перцептивное)

Непосредствен-

ное

Сенсорное

Произвольное

Внутреннее

Опосредованное

Интеллектуаль-ное

Постпроизволь-ное

Двигательное

Свойства внимания

Рис.17. Свойства внимания

Рассеянность – состояние отсутствия внимания

Виды рассеянности

поэтическая

профессорская


ученическая

старческая


Рис. 18. Виды рассеянности

Память как познавательный психический процесс

Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта называют памятью.

Процессы памяти


запоминание

сохранение


воспроизведение

забывание

Рис. 19. Процессы памяти

Таблица 13

Виды памяти

Критерий выделения

Виды памяти

По целевой установке

непроизвольная

произвольная

По степени осмысленности

механическая

смысловая

По продолжительности сохранения материала

кратковременная

оперативная

долговременная

По материалу

когнитивная

эмоциональная

личностная

По модальности сохраняемых образов

словесно-логическая

образная (зрительная, слуховая, двигательная, осязательная, обонятельная, вкусовая)

Таблица 14

Законы памяти

Закон памяти

Характеристика закона

Закон осмысления

чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти

Закон интереса

интересное легко запоминается, потому что мы не тратим на это усилий

Закон установки

а) установка на запоминание по времени; б) установка на восприятие материала по содержанию

Закон усиления первоначального впечатления

чем ярче первое впе­чатление от запоминаемого, тем прочнее само запоминание:

а) рациональное усиление;

б) эмоциональное усиление

Закон контекста

информация легче запоминается и воспроизво­дится, если ее соотносить с другими одновременными впечатлениями

Закон объема знаний

чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое

Закон оптимальной длины запоминаемого ряда

чем больше по длине предъявляемый ряд информации превышает объем кратковременной памяти, тем хуже он запоминается.

Средний объем кратковременной памяти: 7+2 (закон Миллера)

Закон торможения

всякое последующее запоминание тормозит предыдущее

Закон края

лучше запоминается то, что сказано (написано) в начале и конце ряда информации (т.е. как бы с его края) и хуже запоминается середина ряда

Закон повторения

повторение способствует лучшему запомина­нию

Алгоритм эффективного запоминания

Повторить сразу после запоминания



Рис. 20. Алгоритм эффективного запоминания

Приемы мнемотехники

Рис. 21. Приемы мнемотехники

Мышление как психический познавательный процесс

Мышление— обобщенное и опосредованное отражение чело­веком действительности в ее существенных связях и отношениях.

Рис. 22. Стадии становления мышления

Основные формы мышления

понятие

суждение


умозаключение

Рис. 23. Основные формы мышления

Таблица 15

Основные мыслительные операции

Операция

Характеристика операции

Анализ

мысленное расчленение целостной структуры объек­та отражения на составляющие элементы

Синтез

воссоединение элементов в целостную структуру

Сравнение

установление отношений сходства и различия

Обобщение

выделение общих признаков на основе объедине­ния сущностных свойств или сходства

Абстрагирование

выделение какой-либо стороны или аспек­та явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют

Конкретизация

отвлечение от общих признаков и подчерки­вание частного, единичного

Систематизация

мысленное распределе­ние предметов и явлений по группам и подгруппам

мышление

практическое

теоретическое

наглядно-действенное

наглядно-образное

словесно-логическое

абстрактно-логическое


Рис. 24. Основные виды мышления

Таблица 16

Основные качества мышления

Качества

Характеристика

Самостоятельность

умение выдвигать новые зада­чи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей

Инициативность

постоянное стремление самому искать и на­ходить пути и средства разрешения задачи

Глубина

способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины и глубинные закономерности

Широта

способность видеть проблемы многосторонне, во взаимосвязи с другими явлениями

Быстрота

скорость решения задач, легкость в воспроизве­дении идей

Оригинальность

способность производить новые идеи, от­личные от общепринятых

Пытливость

потребность всегда находить наилучшее реше­ние поставленных задач и проблем

Критичность

объективная оценка предметов и явлений, стремление подвергать сомнению гипотезы и решения

Торопливость

непродуманность аспектов всестороннего ис­следования проблемы, выхватывание из нее лишь отдельных сто­рон, высказывание неточных ответов и суждений

Воображение как познавательный психический процесс

Воображение — это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых.

грезы


преднамеренное

непреднамеренное

активное

пассивное

воссоздающее творческое мечта

сон

дремотное состояние галлюцинации

Рис. 25. Виды воображения

Таблица 17

Приемы и способы процесса воображения

Прием

Характеристика

Агглютинация

"склеивание", комбинация, слияние отдель­ных элементов или частей нескольких предметов в один образ

Акцентирование (заострение)

выделение и подчеркива­ние какой-либо части, детали в создаваемом образе

Гиперболизация

увеличение или уменьшение предмета, из­менение количества частей предмета или их смещение

Схематизация

сглаживание различий предметов и выделе­ние черт сходства между ними

Типизация

сглаживание различий предметов и выделе­ние черт сходства между ними

Рис. 26. Функции воображения

Речь как психический процесс

Речь – процесс общения людей посредством языка.

внешняя

внутренняя

устная

диалог

монолог


письменная

Рис. 27. Виды речи

Таблица 18

Основные функции речи

Функции

Характеристика

сообщение

обмен мыслями и информацией между людьми

выражение

высказывание своего отношения к чему-либо

обозначение

способность давать названия предметам и явлениям

воздействие

побуждение людей к определенным действиям или формирование определенной точки зрения

Психология личности

Соотношение между понятиями «личность», «человек», «субъект» и «индивид»

Таблица 19

Основные категории психологии личности

Понятие

Определение

Характерные признаки

Человек

родовое понятие, указывающее на отнесенность
существа к высшей ступени развития живой природы — к челове­ческому роду

в понятии "человек" утверждается генетическая пре­допределенность развития собственно человеческих признаков и качеств; как живое существо, человек под­чиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное — законам развития общества

Индивид

человек как единичный представитель своего вида

пол, биохимические и физиологические особенности, возраст, конституция, биологические потребности

Субъект

человек как типичный носитель видов человеческой активности

сознание, воля, мышление, восприятие, эмоции, психологические потребности, темперамент

Личность

человек как типичный представитель сформировавшего его общества (человек в сово­купности его социальных, приобретенных качеств)

способности, направленность, ценности, установки, социальные потребности

Индивидуальность

единство неповторимых личностных свойств конкретного человека, это своеобразие его психофизио­логической структуры

тип темперамента, физические и психи­ческие особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт

Рис. 28. Схема формирования личности человека

Рис. 29. Структура личности

Социализацияличности – процесс форми­рования личности в определенных социальных условиях.

Таблица 20

Социально-психологические механизмы социализации

Механизм

Сущность механизма

Идентификация

отождествление индивида с отдельными людьми или группами, позволяющее усваивать свойственные им разнообразные нормы, отношения и формы поведения

Подражание

сознательное или бессознательное воспроизве­дение индивидом модели поведения и опыта других людей

Внушение

процесс неосознанного воспроизведения индиви­дом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он взаимодействует

Социальная фасилитация

стимулирующее влияние поведе­ния одних людей на деятельность других, в результате которого их деятель­ность протекает интенсивнее

Конформность

податливость влиянию группы, проявляюща­яся в изменении поведения и установок индивида в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства

Первичная (стадия адаптации) – от рождения до подросткового возраста

Стадия индивидуализации – подростковый и ранний юношеский возраст

Стадия интеграции – юношеский возраст – начало трудовой деятельности

Трудовая стадия – период зрелос­ти человека, период трудовой деятельности

Послетрудовая стадия – пожилой воз­раст

Рис. 30. Стадии социализации

Темперамент

Темпераментом называют индивидуально своеобразную, природно обусловленную совокупность динамических проявлений психики— ин­тенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и со­стояний.

Теории темперамента

конституциональная


гуморальная

теория Павлова

Темперамент связывался с соотношением в организме различных жидкостей

Темперамент связывался с телосложением: структура тела определяет темперамент

Темперамент связывают с деятельностью центральной нервной системы

Свойства нервной системы, оказывающие наибольшее влияние на динамические особенности поведения

сила

уравновешенность

подвижность

Сила возбуждения и сила торможения функциональная работоспособность нервной клетки.

уравновешенность нервных процессов - равновесие процессов возбуждения и торможения

подвижность возбудительного и тормозного процессов проявляется в быстроте перехода одного процесса в другой

Рис. 31. Основные теории темперамента

Типы нервной деятельности

сильный

слабый

неуравновешенный

подвижный

инертный

уравновешенный

Рис. 32. Соотношение типов нервной деятельности с типами темперамента

Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими свойствами

Таблица 21

Основные свойства темперамента

Свойство

Характеристика

Сензитивность

определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения этой реакции

Реактивность

характеризуется степенью непроизвольности ре­акций человека на внешние или внутренние воздействия одина­ковой силы

Активность

свидетельствует о том, насколько интенсивно (энер­гично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает пре­пятствие в достижении целей

Соотношение реактивности и активности

определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств или от его целей, намерений, убеждений

Пластичность и ригидность

свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пла­стичность) или насколько инертно и косно его поведение (ри­гидность)

Темп реакции

характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов

Экстраверсия – интроверсия

определяет, от чего преимуществен­но зависят реакции и деятельность человека: от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от обра­зов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

Эмоциональная возбудимость

характеризуется минимальным воздействием, необходимым для возникновения у человека эмо­циональной реакции, и скоростью ее возникновения.

Таблица 22

Характеристика темпераментов

Хар-ка

холерик

сангвиник

флегматик

меланхолик

поведе-ние

неуравно-вешенное

уравнове-шенное

уравнове-шенное

неуравнове-шенное

эмоции

сильные

поверхно-стные

слабые

глубокие, длительные

настро-ение

неустойчи-вое, чаще бодрость

устойчивое

устойчивое

неустойчи-вое, преобладает пессимизм

адапта-ция

хорошая

отличная

медленная

трудная

терпение

слабое

умеренное

очень большое

слабое

общите-льность

высокая

равномер-ное

невысокая

низкая

отноше-ние к критике

возбуж-денное

спокойное

безразлич-ное

обидчивая

отноше-ние к новому

положите-льное

безразлич-ное

отрица-тельное

разное

Темперамент задает лишь динамику психического реагирования. Темперамент определяет следующие свойства личности:

впечатлительность

эмоциональность

импульсивность

тревожность


Рис. 33.Свойства личности, определяемые темпераментом

Особенности темперамента обусловливают пути и способы работы, но не уровень достижений

Темперамент обусловливает

Скорость и беглость умственных операций

Динамику втягивания в работу

Эмоциональное саморегулирование в ходе работы

Устойчивость и переключаемость внимания

Степень нервного напряжения и утомляемости

Рис.34. Особенности психического реагирования, обусловленные темпераментом

Характер

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.

Рис. 35. Соотношение устойчивого и динамического в структуре характера

Таблица 23

Структура характера

Элементы структуры

Характеристика

Содержание характера

жизненная направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки

Формы характера

различные способы проявления отношений, темперамента, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения

Индивидуальные особенности характера

интеллектуальные, волевые и эмоциональные особенности личности (темперамент, воля, убеждения, потребности, интересы, чувства и интеллект)

Черты характера – индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности.

Черты характера

основные

второстепенные


Рис. 36. Классификация черт характера

Характер – система отношений человека к различным сторонам действительности. Выделяют следующие системы отношений:

Отношение к другим людям (общительность – замкнутость, правдивость – лживость и др.)

Отношение к делу (ответственность – недобросовестность, трудолюбие – леность и др.)

Отношение к себе (скромность – самовлюбленность, самокритичность – самоуверенность и др.)

Отношение к собственности (бережливость – расточительность, аккуратность – неряшливость и др.)

Рис. 37. Характерообразующие системы отношений

Акцентуации характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их соче­таний, крайние варианты нормы.

Таблица 24

Типы акцентуаций характера

Акцентуация

Характеристика

Гипертимный

всегда приподнятое настроение, разговорчив, энергичен, стремится к лидерству, склонен к авантюрам, не самокритичен

Дистимический

пониженное настроение, замкнут, немногословен, не сближается с людьми, склонен подчиняться

Циклотимический

настроение и общительность циклически меняются: временами похож на гипертима, временами – на дистима

Возбудимый

Повышенная раздражимость, несдержанность, агрессивность или льстивость, склонность к конфликтам

Эмотивный

чрезвычайно чувствителен ко всем воздействиям, особенно к замечаниям, поэтому обычно имеет пониженное настроение; предпочитает узкий круг людей

Застревающий

«застревает» на своих чувствах, мыслях, обидах; склонен к длительным нравоучениям и конфликтам

Педантичный

очень педантичен, точен, аккуратен, внимателен к деталям

Демонстративный

стремится всегда быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: хвастовством, ложью, скандалами, слезами и др.; легко приспосабливается к нужным ему людям

Тревожный

пониженный фон настроения, постоянные опасения за себя и близких, задела; неуверенность в себе, сомнения в своих действиях, нерешительность

Экзальтированный

очень изменчивое настроение, повышенная эмоциональность и откликаемость на внешние события

Таблица 25

Следствие акцентуаций характера (сопротивление и протестные реакции)

Характер

Наибольшее сопротивление

Протестные реакции

Гипертимный

Ситуации с небольшими контактами, отсутствие инициативы, монотонная деятельность, отсутствие доверия

Взрыв гнева, внешний протест (в поступках); стремление быть лидером

дДстимичес-кий

Ситуации, когда нужно общаться со многими людьми и принимать экстренные решения

Замыкается в себе; сдержан; часто молчит, когда вторгаются в его внутренний мир

Циклотими-ческий

Ситуации, где необходимо резко измениться

Протест против других в форме гнева, депрессии

Возбудимый

Ситуации отсутствия контроля

Протестует открыто или исподтишка, иногда протестует неосознанно

Эмотивный

Грубость окружающих. Невнимательность, обвинения в непорядочности

Протесты редки, часто обвиняет себя

Застрева-

ющий

Ситуации, где подрывается авторитет

Протест постоянен, раздражается легко. Успокаивается, когда настаивает на своем

Педантичный

Ситуации принятия решения и выбора; плохая адаптация в новых условиях

Протест в форме недовольства, активных действий нет

Демонстрати-вный

Низвержение с пьедестала

Протест в форме шантажа, часто обвиняет других

Тревожный

Сопротивляется, когда необходимо что-то изменить или переделать

Протестует незаметно

Экзальтиро-ванный

Особенно дезадаптирован, когда общается с равнодушными к его переживаниям

Часто признает вину, реагирует эмоционально

Способности

Таблица 26

Основные понятия

Понятие

Определение

Задатки

врожденные анатомо-физиологические особеннос­ти мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональ­ные особенности организма человека, составляющие природную осно­ву развития его способностей

Способности

формирующиеся в деятельности на основе
задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность дея­тельности

Одаренность

такое проявление способностей, которое определяет диапазон деятельностей, в которой человек может достичь выдающихся успехов

Талант

такое развитие способностей, при котором личность достигает выдающихся успехов в какой-либо деятельности

Гениальность

высший уровень развития способностей, который оказывает влияние на развитие не только одной личности, но и общества в целом

Виды способностей

потенциальные

актуальные


возможности развития индивида, проявляющие себя каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требую­щие решения

реализованные потенциальные способности

Рис. 38. Классификация способностей по возможности развития

общие

специальные

Система свойств личности, с помощью которой можно быстро овладеть знаниями, умениями и навыками и с помощью их выполнять какую-либо деятельность

Система свойств личности, обеспечивающая высокие результаты в одной деятельности

Рис. 39. Классификация способностей по направленности

Чувства и эмоции

Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями.

Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, свя­занное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей.

эмоции

стенические

астенические

Рис. 40. Классификация эмоций

Чувство постоянное, усто­явшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей.

Таблица 27

Классификация чувств по содержанию

чувства

характеристика

примеры

Моральные

проявляется отношение человека к поведению людей и своему соб­ственному

чувства симпатии и антипатии, уважения и презрения, чувства товарищества, долга, совести и патриотизма

Интеллектуальные

от­ражают и выражают отношение человека к своим мыслям, к про­цессу познания, его успешности и неуспешности, к результатам интеллектуальной деятельности

любопытство, любознательность, удивление, уверенность, неуверенность, сомнение, недоумение, чувство нового

Эстетические

отражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображе­нию в искусстве

чувство красивого и безобразного; чувство величия или низости, пошлости; чувство трагическо­го и комического

Чувства различаются

Рис. 41. Отличительные признаки чувств

В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжительности чувств различают виды эмоциональных состояний.


Рис.42. Виды эмоциональных состояний

Таблица 28

Функции чувств и эмоций

функции

характеристика

Сигнальная

выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями

Регулятивная

выражается в том, что стойкие пережи­вания направляют наше поведение, поддерживают его, заставля­ют преодолевать встречающиеся на пути препятствия

Отражательная (оценочная)

выражается в обобщен­ной оценке явлений и событий

Побудительная (стимулирующая)

чувства как бы оп­ределяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи

Подкрепляющая

выражается в том, что значимые со­бытия, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти

Переключательная

обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая по­требность

Приспособительная

благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям

Воля

Воля — сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия.

сознание

Рис. 43. Схема действия воли: 1 – воля проявляется для умножения усилий по пробиванию препятствий; 2 – для устранения препятствий; 3 – для удержания выбранного направления (ЦС – сознательной цели) в случае отклонения от выбранной цели (ЦБ – бессознательной цели)

Рис. 44. Виды воли в зависимости от выполняемых функций

Волевая регуляцияповедения человека — это сознательное управление собственными мыслями, чув­ствами, желаниями и поведением.

Рис. 45. Виды волевого акта

В сложном волевом действии выделяют стадии (фазы).

Побуждение к совершению действия

Оценка выгод и потерь различных вариантов действий

Борьба мотивов

Принятое решение действовать

Волевое усилие

Преодоление препятствий

Достижение результата

Рис. 46. Структура волевого акта

Волевое усилие это форма эмоционального стресса, мобили­зующего внутренние ресурсы человека и создающего дополни­тельные мотивы к действию по достижение цели.

Рис. 47. Факторы, влияющие на волевое усилие

Сложные волевые акты — наивысший показатель "волевого" человека. Еще одним отличием "волевого" человека от "человека привычки" является наличие у первого развитых воле­вых качеств.

Таблица 29

Волевые качества личности

Волевое качество

Характеристика волевого качества

Первичные (базовые) волевые качества

Сила воли

Степень необходимого волевого усилия для достижения цели

Настойчивость

Умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей

Выдержка

Умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения

Вторичные волевые качества

Решительность

Умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения

Смелость

Умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия

Самообладание

Умение контролировать чувственную сторону своей психики и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач

Уверенность

Умение доверять себе, не сомневаться в своих силах, способностях, знаниях

Третичные волевые качества

Ответственность

Качество, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований

Дисциплинированность

Сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку

Принципиальность

Верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении

Обязательность

Умение добровольно возложить на себя обязанности и выполнить их

инициативность

Умение работать творчески, предпринимая поступки по собственному почину

Организованность

Разумное планирование и упорядочение своего труда

исполнительность

Старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей

Психология человеческих взаимоотношений

Общение – процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Рис. 48. Стороны общения

Абсолютно объективное восприятие другого человека практически невозможно. Оно всегда субъективно.

Таблица 30

Источники ошибок при восприятии другого человека

Источник ошибки

Характеристика

Стереотип

Определенное, устойчивое на данный отрезок времени представление о человеке

Предварительная установка

Наличие позитивной или негативной установки до начала общения

Эффект ореола

влияние общего впечатления о человеке на оценку частных его свойств

Эффект новизны

на суждение о человеке наибольшее влияние оказывают сведения о нем, полученные в первую очередь

Эффект проецирования

перенос на других людей некоторых собственных свойств и ожидание соответствующего поведения

Эффект бумеранга

воздействие информации на партнеров по общению вызывает результат, обратный ожидаемому

Важнейшими предпосылками общения являются установки и настроение.

Настроение – это эмоции, на фоне которых протекает общение.

Установка выражает готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действий в определенном направлении.

Рис. 49. Виды установок общения

Негативная установка провоцирует возникновение психологических барьеров установки.

Рис. 50. Психологические барьеры установки

Таблица 31

Виды общения

Основание классификации

Виды общения

По отношению между партнерами

межличностное

функционально-ролевое

рапортное

деловое

По содержанию

материальное

когнитивное

мотивационное

кондиционное

эмоциональное

По степени опосредованности

непосредственное

опосредованное

По количеству участников

межличностное

лично-групповое

межгрупповое

Таблица 32

Стили общения

Основание классификации

Стили общения

По направленности мотивации в процессе общения на себя или на партнера

податливый

агрессивный

отрешенный

По критерию субъективной оценки удовлетворения интересов партнеров в ситуации общения

доброжелательный

недоверчивый

самокритичный

пессимистический

По способу управления общением

авторитарный

демократический

либеральный

Классификация групп

Рис. 51. Классификация групп

Таблица 33

Характеристика групп

Группа

Характеристика

Условные

объединения людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений, прямых контактов друг с другом

Реальные

объединения людей, связанных опр. отношениями, при этом размеры групп не ограничены

Лабораторные

объединения людей, временно связанных для выполнения опр. деятельности, они недолговечны

Естественные

объединения людей в реальной жизни

Большие

состоящие из большого количества людей

Неорганизованные большие

объединения, не имеющие опр. структуры, хаотические объединения людей, сплоченных каким-то эмоциональным состоянием или целью

Организованные большие

объединения людей не только с общей деятельностью, но и имеющие общие нормы поведения, ценности и традиции, четкую структуру

Малые

характеризуются небольшим количеством людей, непосредственным контактом и взаимодействием между всеми участниками группы, относительной структурной простотой

Формальные малые

имеют юридический статус и нормативно закрепленную структуру, т.е. лидер группы обычно назначается и имеет фиксированные права и обязанности, как и остальные члены группы

Неформальные малые

добровольные объединения людей, связанные общими интересами, симпатиями или деловыми соображениями

Группы членства

объединения, в которые реально входит человек, как правило, их бывает несколько (формальных и неформальных)

Референтные

сообщества, значимые для человека, с которыми он соотносит себя как с эталоном и на нормы, ценности, мнения и оценки которых он ориентируется

Рис. 52. Статусные положения членов группы

Модуль №2 «Общая педагогика»

Педагогика как наука об обучении

Дидактика – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования.

Дидактические принципы (принципы дидактики) – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

Рис. 53. Основополагающие принципы дидактики

Таблица 34

Категории дидактики

Категория

Характеристика

Преподавание

упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний

Учение

процесс (сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные

Обучение

упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели

Образование

система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления

Знания

совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение предметом

Умения

овладение приемами (способами, действиями) применения усвоенных знаний на практике

Навыки

умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства

Образовательная цель

то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия

Содержание образования

система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения

Организация образования

упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации цели

Форма обучения

способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания

Метод обучения

путь достижения цели и задач обучения

Средство обучения

предметная поддержка учебного процесса

Результаты обучения

это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели

Методы организации учебной деятельности

Метод – сердцевина учебного процесса, связующее звено между целью и конечным результатом. Его роль в системе «цель – содержание – методы – формы – средства (обучения)» является определяющей.

Рис. 54. Структура метода обучения

Классификация методов – это упорядоченная по определенному признаку их система.

Таблица 35

Классификация методов обучения

Принцип классификации

Группы методов

Классификация методов по источнику знаний

практический

наглядный

словесный

работа с книгой

видеометод

Классификация методов по назначению (организационная классификация)

методы приобретения новых знаний

методы формирования умений и навыков и применения знаний на практике

методы проверки и оценки знаний, умений и навыков

Классификация методов по типу познавательной деятельности

Тип познавательной деятельности – это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной педагогом схеме обучения

объяснительно-иллюстративный

репродуктивный

проблемное изложение

частично-поисковый

исследовательский

Таблица 36

Модификации (способы выражения метода) по источнику знаний

практический

наглядный

словесный

работа с книгой

видеометод

опыт

упражнение

практика

иллюстрация

демонстрация

наблюдение

объяснение

разъяснение

рассказ

беседа

диспут

дискуссия

чтение

изучение

реферирование

цитирование

изложение

конспектирование

составление плана

аннотирование

просмотр

обучение

упражнение

контроль

Педагогика как теория воспитания

Рис. 55. Особенности воспитательного процесса

Принципы воспитания – исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.

Рис. 56. Принципы воспитания

Таблица 37

Направления воспитательной работы

Направление

Содержание

Умственное

ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя

Нравственное

формирование нравственных идеалов, норм, оценок, развитие нравственных убеждений, чувств, формирование опыта нравственного поведения

Трудовое

развитие добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта

Физическое

развитие потребности и позитивного отношения к здоровому образу жизни, физическое развитие личности, воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека

Эстетическое

развитие способности к эмоциональному восприятию прекрасного

Гражданское

формирование у человека ответственного отношения к семье, к своему народу и Отечеству

Правовое

ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам и обязанностям человека и ответственности за их несоблюдение

Экономическое

развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны

Экологическое

ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне

Таблица 38

Методы воспитания

Принцип классификации

Характеристика

Методы

Методы воздействия и убеждения (методы формирования сознания)

методы воспитания, направленные на формирование правильных понятий, оценок, суждений, мировоззрения

беседа, дискуссия, диспут, конференция, лекция, рассказ, пример

Методы организации практической деятельности

пути выделения, закрепления и формирования в опыте воспитанников положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации

поручение, упражнение, выбор, планирование, отчетность

Методы стимулирования

пути побуждения воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения

требование, оценка, контроль, поощрение, наказание, принуждение, соревнование, метод естественных последствий

Исследовательские и диагностические методы

пути получения информации об эффективности воспитательных воздействий

наблюдение, беседа, тест, анкета, опрос, анализ результатов деятельности воспитанников, эксперимент, тренинг

Методы самовоспитания

направлены на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития

самонаблюдение, самоанализ, самоприказ, самоотчет, самоодобрение, самоосуждение

Рис. 57. Средства воспитания

Семейная педагогика

Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

семья



Среда обитания

Воспитательная среда



Рис. 58. Особенности семейного воспитания

Таблица 39

Причины неудовлетворительного воспитания детей в семье

Причина

Характеристика

Низкий экономический уровень семьи

Основное время родителей тратится на добывание средств к существованию

Низкая культура общественной жизни

Двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы, боязнь заболеть

Двойная нагрузка на женщину

Семья и работа. Обследование показало, что трудовая нагрузка горожанки в простых семьях с детьми составляет 77 часов в неделю, в том числе дома – 36 часов. Средний рабочий день женщины-матери, включая воскресенье, составляет 11 ч. По данным социологического исследования, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 мин., в выходные дни – 30 мин.

Высокий процент разводов

Развод – это всегда психологическая травма для детей

Бытующее общественное мнение

Муж – только помощник в воспитании детей. Этому способствует и законодательство, которое закрепляет положение, при котором воспитание детей остается святой обязанностью женщины-матери.

Обострение конфликтов между поколениями

Увеличение разрыва между семьей и школой

Школа все более устраняется от выполнения роли помощника семьи.

Таблица 40

Стили отношений в семье

Авторитарное отношение

Попустительское (либеральное) отношение

Демократическое отношение

Строгость, требовательность, безапелляционность. Угрозы, понукание, принуждение – главные средства этого стиля. У детей это вызывает чувство страха, незащищенности, что ведет к внутреннему сопротивлению, которое внешне проявляется в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо апатию и пассивность.

Всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми, его источник – чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными.

Суть – потакание ребенку, погоня за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В результате воспитывается эгоист, человек лицемерный, расчетливый, умеющий «подыгрываться» к людям

Характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность мышления. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с чувством собственного достоинства. Образец – воспитание в семье Никитиных

Таблица 41

Типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семье

Модели

Характеристика

Семьи, уважающие детей

Детей в таких семьях любят, знают их интересы, беспокойства, уважают их мнения, переживания. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении. Отношения характеризуются порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством.

Отзывчивые семьи

Отношения нормальные, но существуют опр. дистанция, которую ни родители, ни дети стараются не нарушать. Родители сами решают, что нужно детям. Дети растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными, часто не имеют собственного мнения, зависимы от других. Но здесь возможно развитие некоторых «трещинок»: а) некоторые расхождения между характером требований и личным поведением; б) недостаточная чуткость, душевная тонкость, такт родителей в конкретных ситуациях, недооценка потребности ребенка быть личностью.

Материально-ориентированные семьи

Главное внимание – материальное благополучие. Детей приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть выгоду. Хорошо учиться нужно, но цель – поступить в вуз. Интересы детей не учитываются, поощряется только «выгодная» инициативность; духовный мир родителей и детей обеднен.

Такой вариант отношений возникает и при чрезмерной занятости родителей, что порождает у детей чувство обиды, одиночества.

И все же естественная привязанность, любовь к родителям остается, и дети испытывают желание делиться успехами и огорчениями, зная, что родители в душе остаются их искренними доброжелателями.

Враждебные семьи.

Детям здесь плохо. Неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания. Дети растут скрытыми, недружелюбными, они плохо относятся к родителям. Не ладят со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи.

Механизм отношений: поведение, жизненные стремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом правы (скорее, правы) родители. Но дети, будучи неправы, искренне убеждены, что правы именно они, что родители не хотят или не способны их понять. При всей правоте, родителям необходимо знать, что существуют психологические барьеры общения, которые и нужно стремиться преодолеть.

Антисоциальные семьи

Детей здесь не любят, не ждали, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни: конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативно. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства.

Таблица 42

Дисфункциональные родительские позиции

Позиция

Характеристика

Отвергающая позиция

Ребенок – «тяжелая обязанность» для родителей, они стремятся освободиться от этой «обузы», постоянно порицают и критикуют недостатки ребенка, не проявляют терпения

Позиция уклонения

Свойственна родителям эмоционально холодным, равнодушным, контакты с ребенком носят случайный и редкий характер, ребенку предоставляется полная свобода и бесконтрольность

Позиция доминирования по отношению к детям

Характерны: непреклонность, суровость взрослого по отношению к ребенку, тенденции к ограничению его потребностей, социальной свободы и независимости. Ведущие методы воспитания – дисциплина, режим, угрозы, наказания.

Отвергающе-принуждающая позиция

Родители приспосабливают ребенка к выработанному ими образцу поведения, не считаясь с его индивидуальными особенностями. Взрослые предъявляют завышенные требования к ребенку, навязывают ему собственный авторитет. При этом они не признают прав ребенка на самостоятельность. Отношения взрослых к детям носят оценивающий характер.

роли детей





Рис. 59. Роли детей в проблемных семьях


Современное образование: проблемы и перспективы

Система образования – специально разработанный обществом социальный институт с организованной системой связей и социальных норм, которые соответствуют основным потребностям общества и предъявляемым требованиям к социализированной личности.

Рис. 60. Звенья системы образования

Рис. 61.Классификация образовательных учреждений по организационно-правовым формам

Рис. 62. Типы допрофессиональных образовательных учреждений

Рис. 63. Профессиональные образовательные учреждения

Принципы управления образовательными системами

Управление – это деятельность, направленная на выработку решения, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью на основе достоверной информации.

Рис. 64. Принципы управления образовательными системами

Государственный характер системы образования означает: в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в Законе Российской Федерации «Об образовании».

Таблица 43

Принципы государственной политики в области образования

Принцип

Описание принципа

Автономность образовательных учреждений

Предоставление самостоятельности образовательным учреждениям в разработке и утверждении учебного плана, порядка и периодичности промежуточной аттестации, системы оценок воспитанников

Гуманистический характер образования

Создание такой системы учебно-воспитательных учреждений и образовательных программ, которые смогут удовлетворить любые образовательные запросы различных групп населения без ущемления чьих-либо прав на получение образования

Демократизация образования

Ликвидация монополии государства на образование и переход к общественно-государственной системе; четкое разграничение полномочий между центральными, региональными и местными органами управления с максимальной передачей управленческой функции на места; муниципализация образования; самостоятельность учебных заведений в выборе целей, содержания, организации и методов работы; право педагогов на творчество; право учащихся на выбор школы и профиля обучения и пр.

Единство федерального, культурного и образовательного пространства

Связь федеральной программы развития образования с национальными, региональными и муниципальными программами, учитывающими местные уровни социально-экономического и культурного развития, особенности местных образовательных систем

Общедоступность

Все типы учебных заведений доступны для обучения без ограничений по половым, расовым, национальным, религиозным или др. причинам

Светский характер образовательных учреждений

Образовательные программы государственных и муниципальных образовательных учреждений носят безрелигиозный характер

Свобода и плюрализм

Предоставляется свобода выбора форм обучения по желанию детей, их родителей

Кризис системы образования

В последнее десятилетие во всем мире все чаще говорят о всемирном кризисе образования. Сложившиеся образовательные системы не могут выполнить своей основной функции - формировать созидательные силы общества. В зависимости от условий, которые сложились в странах (развитых и развивающихся, богатых и бедных, издавна славящихся своими учебными заведениями или с трудом создающих их сейчас), этот кризис проявляется в разных формах. В конце XX – начале XXI веков ситуация стала еще тревожнее.

Рис. 65. Изменения в обществе, обусловливающие кризис в образовании

Рис. 66. Основные тенденции в современном образовании

Таблица 44

Сравнительная характеристика основных образовательных парадигм

Классическая парадигма

Новая парадигма

Основная миссия образования: подготовка подрастающего поколения к жизни и труду.

Основная миссия образования: обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности.

Знания – из прошлого («школа памяти», информационный подход).

Знания – из будущего («школа мышления», функциональный подход).

Образование – это передача студенту известных образцов знаний, умений и навыков.

Образование – это создание человеком образа мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир предметной, социальной и духовной культуры.

Студент – объект педагогического воздействия.

Объяснительно-иллюстрационный подход.

Студент – субъект педагогического воздействия.

Личностно ориентированный подход.

Монологические отношения педагога и обучаемого.

Диалогические отношения педагога и студента.

«Ответная» репродуктивная деятельность студентов.

Активная творческая деятельность студентов.

Россия и Болонский процесс

Рис. 67. Основные этапы перехода российской системы образования на двухуровневую модель

Рис. 68. Уровни образования в соответствии с Болонским соглашением

Рис. 69. Модели образования, признанные корректными в Болонском процессе

Список литературы

  1. Гальперин, П.Я. Введение в психологию [Текст]: учеб. пособие / П.Я.Гальперин. – 2-е изд. – М.: Университет, 2000.

  2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций [Текст]: учеб. пособие / Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо; Юрайт, 2001.

  3. Григорович, Л.А. Педагогика и психология [Текст]: учеб. пособие / Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. – М.: Гардарики, 2001.

  4. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности [Текст]: учеб. пособие / О.П.Елисеев. – 2-е изд., испр. и перераб. – СПб.: Питер, 2008.

  5. Казанская, В.Г. Психология и педагогика. Краткий курс [Текст]: учебник / В.Г.Казанская. – Спб.: Питер, 2008.

  6. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст] / Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. – М.: Академия, 2001.

  7. Общая психология [Текст]: курс лекций / сост. Е.И.Рогов. – М.: Владос, 1998.

  8. Петровский, А.В. Психология [Текст]: учебник / А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. – М.: Академия, 1998.

  9. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс [Текст]: учебник. В 2-х кн. / И.П.Подласый. – М.: Владос, 1999.

  10. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие / Л.К.Аверченко [и др.]. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000.

  11. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие / под ред. А.А.Радугина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Центр, 2002.

  12. Психология и этика делового общения [Текст]: учебник / В.Ю.Дорошенко [и др.] / под ред. В.Н.Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1997.

  13. Психология [Текст]: словарь / под. Ред. А.В.Петровского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990.

  14. Рамендик, Д.М. Психология и психологический практикум [Текст]: учеб. пособие / Д.М.Рамендик, О.В.Одинцова. – М.: Химия; КолосС, 2004.

  15. Реан, А.А. Психология и педагогика [Текст]: учебник / А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С.И.Розум. – Спб.: Питер, 2008.

  16. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст]: учеб. пособие / С.Д.Смирнов. – М.: Академия, 2001.

  17. Современная психология [Текст]: справ. руководство / под ред. В.Н.Дружинина. – М.: ИНФРА-М, 1999.

  18. Столяренко, А.М. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие / А.М.Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

  19. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст]: учеб. пособие / Л.Д.Столяренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 1997.

  20. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]: учеб. пособие / И.Ф.Харламов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2002.

  21. Щербатых, Ю.В. Психология предпринимательства и бизнеса [Текст]: учеб. пособие / Ю.В.Щербатых. – СПб.: Питер, 2008.

Дополнительная литература
  1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика [Текст] / Ю.П.Азаров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1985.

  2. Гусев, А.Н. Измерения в психологии [Текст]: Общий психологический практикум / А.Н.Гусев, Ч.А.Измайлов, М.Б.Михалевская. – М.: Смысл, 1997.

  3. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия [Текст] / Е.А.Леванова [и др.]. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008.

  4. Леонтьев, А.Н. Философия психологии: Из научного наследия [Текст] / под ред. А.А.Леонтьева, Д.А.Леонтьева. – М.: Изд-во МГУ, 1994.

  5. Мацковский, М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и практики [Текст] / М.С.Мацковский. – М., 1989.

  6. Морева, Н.А. Тренинг педагогического общения [Текст]: учеб. пособие / Н.А.Морева. – М.: Просвещение, 2003.

  7. Рюкле, Х. Ваше тайное оружие в общении: Мимика. Жест. Движение [Текст]: Пер. с нем. / Х.Рюкле. – М.: Интерэксперт; ИНФРА-М, 1996.

  8. Седых, Р.К. Информационный психоанализ: Соционика как метапсихология [Текст] / Р.К.Седых. – М.: Менатеп-Транс, 1994.

  9. Семенов, А.К. Психология и этика менеджмента и бизнеса [Текст]: учеб. пособие / А.К.Семенов, Е.Л.Маслова. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999.

  10. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека [Текст]: учеб. пособие / В.Д.Шадриков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 1996.

  11. Шейнов, В.П. Психология и этика делового контакта [Текст] / В..Шейнов. – Мн.: Амалфея, 1997.

Методы в психологии в схемах и таблицах 2
Методы в психологии в схемах и таблицах 411
Педагогическая психология
Методы в психологии в схемах и таблицах 166
Книга: Руденко, Андрей Михайлович «Психология
Методы в психологии в схемах и таблицах 589
Психология: учебное пособие
Методы в психологии в схемах и таблицах 61
Математические
Методы в психологии в схемах и таблицах 862
История
Методы в психологии в схемах и таблицах 18
Методы в психологии в схемах и таблицах 87
Методы в психологии в схемах и таблицах 71
Методы в психологии в схемах и таблицах 43
Методы в психологии в схемах и таблицах 35
Методы в психологии в схемах и таблицах 80
Методы в психологии в схемах и таблицах 35